If there were no clouds, we should not enjoy the sun...
Отрекись от Него – и громом
Не расколется небосвод…
Только свет из грешного дома
Может быть, навсегда уйдет.
И заметишь ты это едва ли:
Всё заботы да суета…
Мы не раз уже предавали
И стыдились верить в Христа.
Но глядит Он из дальней дали,
Весь изъязвлен и весь в крови:
Дети, дети Моей печали,
Дети, дети Моей любви
(Надежда Павлович. Наши дети).
Не расколется небосвод…
Только свет из грешного дома
Может быть, навсегда уйдет.
И заметишь ты это едва ли:
Всё заботы да суета…
Мы не раз уже предавали
И стыдились верить в Христа.
Но глядит Он из дальней дали,
Весь изъязвлен и весь в крови:
Дети, дети Моей печали,
Дети, дети Моей любви
(Надежда Павлович. Наши дети).
«Вагнер (Тихо.) Дух затаите молчаливо: Приходит к завершенью славный труд. Мефистофель (еще тише) А чем же занимаетесь вы тут? Вагнер (шепотом) Созданьем человека. Мефистофель А скажите, Какую же влюбленную чету Запрятали вы в колбы тесноту? Вагнер О боже! Прежнее детей прижитье Для нас – нелепость, сданная в архив».
«Для Мастера любовь – всего лишь условие „комфорта“, но отнюдь не смысл жизни. И для Маргариты ее любовь к Мастеру при всей романтической экзальтации – тоже всего лишь „компенсация“ иной, подлинной, но неудавшейся жизни. Словом, каким бы соловьем ни заливался „правдивый Повествователь“ насчет „настоящей, верной, вечной любви“ – и тут все в романе не разрешено. И никакая мазь Азазелло и всемогущество Воланда тут не помогут» (Акимов В. М. Свет художника, или Михаил Булгаков против дьяволиады. М., 1995, с. 115).
Жизнь без начала и конца
Нас всех подстерегает случай.
Над нами сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай…
Твой взгляд – да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.
fictionbook.ru/author/kuraev_andreyi/master_i_m...
терь вот может соберусь.
тогда не "накумекала", а "выложила", "пересказала"; "натащила сюда"... )
"накумекала" - это о своих собственных мыслях и рассуждениях.
а вот роман мне всё равно нравится, да и только. )
вот я смотрю там у Кураева наезд на Маргариту - но это же она в образе ведьмы, это же не сущность её, это уйдёт... мухов же надо не путать с котлетами... (
"...не просите, в особенности у тех, кто сильнее вас" - а Бог (несравненно) сильнее, и вот именно поэтому Он как раз просит...
и Воланд отвечает - "будет сделано", почти что - "будет исплнено"; только что копытами не прищёлкивает и под козырёк не берёт.
я не вспомнила, что именно так звали Бухарина, а если не знать про это и про его статью в "Безбожнике", о которой упоминает Кураев - то непонятно, о чём речь.
и, думаю, никак нельзя твёрдо сказать, что Булгаков так-таки вспомнил тут о Бухарине. совсем не ясно в романе, настолько ли уж тот Николай Иванович крупный чиновник, и не похож он на Бухарина. а главное - думаю, не стал бы Булгаков глумиться над расстрелянным.
...ага... за "пролов" отвечаешь тоже не ты... ) а я было удивилась немного. хотя наверн тебе понравились эти слова, раз ты их привела...
полемический задор, вообще, бывает привлекателен...
а вот я, читатель, сочувствую и уважаю. и, уверена, если речь идёт о хорошем-настоящем писателе - каковы Мастер и сам Булгаков - то помимо его воли-желания-намеренья никакое чувство к его героям возникнуть не может. ) на то они и есть хорошие-настоящие писатели, что передают читателю и чувства в том числе.
так что не согласная я с Кураевым на этот счёт. )
потому и "сопли" убраны, что затемняли образ, а цензура уж им бы как раз ладошкала.
я в некоторой степени именно через этот роман пришла к вере; и между прочим м. б. сам о. Кураев - тоже.
Мы привыкли к представлению об Иисусе-Царе, Иисусе-Боге, с детства слышим молитвы: «Господи, помилуй», «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». А такие произведения, как картины Ге, или, в меньшей степени, Поленова, или тот же «Мастер и Маргарита» помогают нам понять всю невероятность и парадоксальность апостольской веры, почувствовать ее болевой ожог, позволяют нам вернуться в точку выбора…"
так то. )
роман не был закончен, всё это - варианты концовки; и для меня довольно удивительно, что человек, взявшийся за такой основательный разбор, этого не знает...
Раз нечто и ничто отождествилось."
Зло приключилось!
* * *
"В Библии Бог допрашивает сатану: «И сказал Господь сатане: откуда ты пришел?» (Иов 1,7). В романе сатана допрашивает Мастера: «– Ну вот, это другое дело, – сказал Воланд, прищуриваясь, – теперь поговорим. Кто вы такой? – Я теперь никто, – ответил мастер, и улыбка искривила его рот. – Откуда вы сейчас? – Из дома скорби. Я – душевнобольной, – ответил пришелец»."
«Своеобразной особенностью христианской морали является представлять нравственно-доброе отличающимся от нравственно-злого не по аналогии неба и земли, но неба и ада. Это представление, хотя оно и претит своей картинностью, тем не менее по своему смыслу вполне правильно. – А именно оно служит предостережением, чтобы добро и зло, царство света и царство тьмы не мыслились как граничащие друг с другом и через ступени (большей или меньшей святости) постепенно сливающиеся воедино, а представлялись отделенными друг от друга неизмеримой пропастью... Опасность, связанная с воображением о близком родстве свойств оправдывает и этот способ представления (имеется в виду картина ада как царства зла – А.К.) который, при всех содержащихся в нем ужасах, все же весьма возвышен» (Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. М., 1980, с. 128).
что же до этого и остального, такие закономерности давно описаны одним небезызвестным метафизическим законом:
"Quod est inferius est sicut quod est superius, quod est superius est sicut quod est inferius, ad perpetranda miracula rei unis." (c)
"Низшее подобно высшему, высшее подобно низшему, для осуществления чуда (фокуса) единства"
Подобно - но не аналогично: имеет разную природу, хоть и один источник.
То, что ты этот закон выделила, хоть и не сформулировала, самостоятельно, всего лишь означает, что ты гений, Лесенька )
* * *
...Вообще говоря, общее у всех твоих записей то, что они касаются природы зла, так или иначе: либо напрямую, либо через отрицание любви. Я эту тему исследовал... хорошо... и, может быть, пригожусь? )
но он сказал, в другом романе, устами другого персонажа - но явно от себя: _героев своих надо любить_. - иначе они не получатся, не оживут, останутся мёртвыми на бумаге.
и что Мастер и Маргарита ему не нравились, это... нелепо. несмотря на странную шапочку мастера. да у Булгакова у самого, ёпт, была такая шапочка! Еленой изготовленная. "М" - Михаил. и опять-таки это надо знать, раз пишешь.
о, вот и я у себя недавно писала...
ммм... сифилиДолог.
Кураев взялся показать, что все персонажи на самом деле вовсе не привлекательны и сам Булгаков им не сочувствовал. и нам, читателям, не надо им сочувствовать, не надо их жалеть и любить. (чем-то мне это напоминает задачу Иванушки Бездомного: показать, что ничего не было...) - ну и ушёл он по этой дороге от _точки, в которой назначил свидание разуму_. и пришёл к явному несоответствию действительности. персонажи, в том числе чёрный Воланд и его свита, остаются привлекательными, а рассуждения о. Кураева существуют сами по себе и никак эту действительность не отменяют. - да и сам-то он ведь полюбил роман. ведь с этого и разговор начал. - а можно ли полюбить книгу, где все персонажи совершенно непривлекательны? - да, если это сатира, сильно сделанная, как "Мёртвые души". но роман Булгакова не сатира, ту не спутаешь. и там персонажи никак не покажутся привлекательными. - ну вот, значит, если роман Булгакова любят и это не сатира, так персонажи симпатичные всё-таки. )
...да там и есть сатирические образы, и никто их с серьёзными не перепутает.
ещё маленькое замечание: Левий Матвей при встрече с сатаной мрачен? - так это нормально, пожалуй. не тот случай, чтобы сиять радостью. мрачен, потому что суров. ...на о. Кураева не угодишь прямо: ласковость и доброжелательность - не то, и суровость - не то...
*
ну а мне подумалось, что, может быть, с романом Булгакова как раз одно из тех положений, когда Господь обращает вероятное зло - во благо.
*
а ещё мне подумалось о Наде Рушевой, нарисовавшей первые картинки к роману, и, наверно, лучшие. некрещёная, не христианка, и даже имя у ней было на самом деле не христианское, бурятское: Найдан, "вечно живущая". - но чистая, праведная душа. - ведь она умерла в 18 лет, и эти картинки были едва ли не последней её большой работой.
да и сам Булгаков умер, не дописал роман.
а ещё Вика Ветрова, девочкой сочиняла стихи, до сих пор многим памятные и многими любимые, и стала поэтом - но сейчас о ней что-то глухо...
она тоже рисовала симпатичную дьявольскую свиту из романа. никакой нет у меня уверенности, что это имело значение для её судьбы, но это было.
line-M4 да тебе надо книги писать!!!ну или...хотя бы мне сочинения...)))
а сочинения ты и сама научишься. )